Авторская программа по этике учителя начальных классов
МОУ Ульяновская СОШ Высотиной Е.Б
.

Пояснительная записка.

Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке – право и обязанность каждого человека. С правилами хорошего тона необходимо знакомить людей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства.
Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения ( в виде проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания им помощи, приветливых форм общения и т.д), нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека и в доступной форме раскрывать их.
Этикет – это условный язык, с помощью которого можно многое понять. Уже по тому, как человек входит в комнату, как здоровается, какие первые слова произносит, как садится, ест, как держит руку, судя об уровне его культуры, о нравственных и интеллектуальных достоинствах.
Начиная активно пользоваться правилами поведения в быту, игре, другой деятельности, дети усваивают их, а понимание смысла помогает ребёнку сознательно управлять своим поведением, эмоциями, самостоятельно регулировать их в разных жизненных ситуациях.
Культурные люди подчиняются дисциплине, т.е. самоконтролю и самокритике. Важно, чтобы дети поняли, что следуя принципу:
«Я хочу и буду делать то, что хочу, не считаясь ни с кем», они никогда не узнают, что такое уважение окружающих, привязанность и любовь близких. Такие личности никому не в радость. С честными, благородными, верными данному слову, уважающими других, радушными и гостеприимными людьми нам всегда хочется общаться, это доставляет истинную радость, обогащает нас духовно. Культурные люди держат под контролем свои эмоции, управляют ими. Они никогда не опустятся до оскорблений или крика, потому что унизят прежде всего себя.
Задача моей программы через ролевые (деловые) игры, занятия ввести детей в «мир культуры», создать условия для становления у них осознанного отношения и поведения.
Темы программы раскрываются в форме занятий - непосредственного общения педагога с детьми, так как, решая проблемные задания и игры, ребенок обучается отстаивать свои интересы, считаясь с интересами других. На занятиях дети учатся сочувствовать и быть милосердными, находить достойный выход из трудных обстоятельств, проявлять силу воли.

Возможные цели занятий:

- знакомить с правилами этикета;
- формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни;
-учить видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять; избавляться от дурных привычек и способствовать формированию полезных;
- научить относиться к окружающим с заботой и терпением, но при этом проявлять не терпимость к дурным поступкам;
- воспитывать любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям;
- воспитывать уважение к самому себе и своему здоровью;
- воспитывать бережное отношение к культурным ценностям, к родному языку;
- формировать любовь к природе, родному краю, стремление сохранять и приумножать его богатства; воспитывать сострадание ко всему живому;
- способствовать развитию социальной, познавательной активности детей;
- способствовать формированию качеств гражданина, патриота, воспитанию личности, стремящейся к нравственному совершенствованию.

Рекомендации педагогу:
- к проведению занятий необходимо подходить творчески;
-не следует увлекаться убеждениями;
- дети должны иметь возможность высказаться;
- обучение детей должно опираться на уже имеющиеся у них знания и жизненный опыт;
- при построении занятий необходимо учитывать возрастные особенности учащихся.

Тематическое распределение часов
на изучение курса этики 1-й класс.

1. Введение. Этика – наука о морали. (1ч)
2. Как я выгляжу. (3ч)
3. Школьный этикет. (1ч)
4. Зачем быть вежливым. (1ч)
5. Ролевая игра «Каким я хочу быть» (1ч)
6. Сказки о вежливости. (3ч)
7. Добро и зло в сказках. (2ч)
8. Утренник «Мы любим сказки» (1ч)
9. Сказка в нашей жизни. (1ч)
10. Твои поступки и твои родители. (1ч)
11. Обязанности ученика в школе и дома. (2ч)
12. Наш класс. (2ч)
13. Чем богат человек. (1ч)
14. Урок – путешествие «Здравствуйте, это я!» (1ч)
15. Учись общаться. (3ч)
16. Праздник «Чтобы добрым и вежливым быть надо людям радость дарить». (1ч)
17. Праздничный этикет (1ч)
18. День рождения. (2ч)
19. Моя мама – самая лучшая. (1ч)
20. Ты и твоё здоровье. (2 ч)
21. Праздник «Учат в школе, учат в школе, учат в школе…». (1ч)

Всего 32 часа.

Тематическое распределение часов
на изучение курса «Этики» - 2 класс.

1. Введение. Я среди людей. (2ч)
2. Кто я и как выгляжу. (2ч)
3. Я – личность. (1ч)
4. Я и мои родители. (2ч)
5. Ролевая игра «Я и моя семья». (1ч)
6. Добро и зло в сказках. (1ч)
7. Что за прелесть эти сказки! (1ч)
8. Сказка – волшебство, чудо и правда. (1ч)
9. Сказка – ложь, да в ней намёк добру молодцу урок. (1ч)
10. Кто сочиняет сказки? (1ч)
11. Русские народные сказки. (1ч)
12. Викторина «В мире сказок». (1ч)
13. Что в нашем имени. (1ч)
14. Товарищи и друзья. (1ч)
15. Плохо одному. (1ч)
16. Отношение к учителю. (1ч)
17. Отношение к старшим. (2ч)
18. Деловая игра «Я в мире взрослых». (1ч)
19. Речевой этикет. (3ч)
20. Вежливость и этикет. (3ч)
21. Урок – путешествие «В мире вежливых слов». (1ч)
22. Праздники в жизни человека. (2ч)
23. Правила поведения человека. (1ч)
24. Деловая игра «Азбука поведения». (1ч)
25. Викторина «Я соблюдаю этикет» (1ч).

Всего – 34 часа.

Тематическое распределение часов
на изучение курса «Этики» - 3 класс.

1. Введение. Азбука этики. Основные понятия этики (2ч)
2. Как я выгляжу (2ч)
3. Я – личность. Мои – роли. (2ч)
4. Деловая игра «Я - культурный человек» (1ч)
5. Нравственный мир сказок (2ч)
6. Устав – основной закон школы (1ч)
7. Человек и его имя (1ч)
8. Я и мои друзья (2ч)
9. Верность слову (2ч)
10. Отзывчивость и доброта (2ч)
11. Я познаю себя и других (2ч)
12. Формы моральной оценки и самооценки. (2ч)
13. Ролевая игра «Я в кругу друзей» (1ч)
14. Речевой этикет (1ч)
15. Умение общаться (1ч)
16. Урок – путешествие «В стране волшебных слов» (1ч)
17. Культура поведения человека (2ч)
18. Праздничный этикет (1ч)
19. Этикет в общественных местах (2ч)
20. Деловая игра «Я соблюдаю этикет» (1ч)
21. Библиотека – хранительница знаний (2ч)
22. Утренник «Книга и труд рядом идут» (1ч)

Всего -34 часа.

Тематическое распределение часов
на изучение курса «Этики» - 4 класс.

1. Азбука этики. Культура поведения и такт (2ч)
2. Культура общения (2ч)
3. Мода и школьная одежда (2ч)
4. Приветствия и знакомства (2ч)
5. Нравственные отношения в коллективе (2ч)
6. Поступки человека и его характер (2ч)
7. Деловая игра «Мои достоинства и недостатки» (1ч)
8. Человек и его имя (2ч)
9. Моя малая Родина (2ч)
10. Устав – основной закон жизни (2ч)
11. Викторина «Знаешь ли ты свою Родину» (1ч)
12. Речевой этикет (2ч)
13. Чувство, настроение и характер (2ч)
14. Школьный этикет (1ч)
15. Ролевая игра «Мы в школе» (1ч)
16. Праздники в жизни человека (1ч)
17. Цветы в жизни человека (1ч)
18. Нравственные отношения в семье (1ч)
19. Поведение в общественных местах (2ч)
20. Человек в природе и его здоровье (2ч)
21. Праздник «Прощание с начальной школой» (1ч)

Всего – 34 часа.

Список литературы.

1. Научно – практический журнал Завуч №3,№4,№5,№6 /2004 год. Центр «Педагогический поиск».
Л.И.Лаврентьева, директор МОУ СОШ № 34;
А.Е.Сапчарова, учитель начальных классов;
Э.Г.Ерина, преподаватель этики, г.Ставрополь
2. С.О.Николаева «Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками». Учебно – методическое пособие «Воспитание и дошкольное образование детей». Москва Гуманитарный издательство центр 2003 Владос
3. Л.В.Строганова « Классные часы, беседы для мл. шк. и подростков» (воспитание толерантности). Педагогическое общество России Москва 2006.
4. В.И. Максакова «Организация воспитания младших школьников» Москва «Просвещение» 2003. «Воспитание в современной школе» методическое пособие для учителей.
5. О.С Богданова, О.Д. Калинина (пособие для учителей) Москва «Просвещение» 1985г.
Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками
Используются для занятий:

1. Н.В. Пилипко «Приглашение в мир общения». Развивающие занятия по психологии д./мл.шк. часть 2,3. УЦ «Перспектива» Москва 2004
2. Воспитание в школе «Учебно – воспитательные занятия в группе продлённого дня». Издательство «Учитель» Выпуск 1,2. Автор – составитель Н.А.Кагаткина Волгоград

РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОГРАММЕ ПО ЭТИКЕ (1-4 КЛ)

Как вести тетради по этике?

Желательно вести тетради, так как учебников для учащихся нет. Записывать следует самое главное по теме в виде плана или конспектов. (3-4кл). Запись темы и зарисовке к ней (1-2кл).
Образец: (3-4 кл.)
Тема: «Приветствия и знакомство»
Приветствие – это обращение к кому-то с приветом, речь с выражением добрых пожеланий.
Выражается жестами, словами, рукопожатием.
Особая роль позе, манере, жесту, мимике лица и тону голоса.
Образец: (1-2 кл.)
Тема: «Я – личность»
(нарисовать «автопортрет»)

Как давать домашнее задание?

Загружать учащихся домашним заданием по этике не следует. Можно предлагать лишь вопросы для размышлений, обсуждений с родителями и друзьями, либо сделать какие – то краткие записи, рисунки. Это даст больше пользы, чем переписывание из специальной литературы фактического материала.

Требования к учителю, обучающему детей этике.

• Неавторитарные методы руководства классным коллективом;
• Вежливость и деликатность в общении;
• Уважение личности каждого учащегося;
• Знание психофизических возрастных особенностей детей;
• Умение одеваться со вкусом;
• Соблюдение правил этикета в общении с учащимися и коллегами;
• Свободная, грамотная, образная речь;
• Методическое мастерство в применении таких форм обучения как тренинги, игры, моделирование и решение ситуаций, их исследование.

К концу изучения курса школьники должны:

1. - усвоить основные понятия курса: этика, этикет, нравственность, мораль, культура, воспитанность, вежливость, деликатность, такт, толерантность, культура речи, мода, красота, гармоничность, честь, достоинство, совесть, порядочность;
2. - иметь чёткое представление о том, кто может называться воспитанным, культурным человеком;
3. - знать, что в дружбе и любви нужно больше отдавать, чем брать; в общении быть вежливым, тактичным, уважать другие вкусы и взгляды, уважать в любом человеке человека;
4. - уметь анализировать свои поступки и соизмерять их с понятиями порядочности, чести и достоинства;
5. – соблюдать школьный этикет;
6. – соблюдать правила поведения в школе, дома, на улице и в общественных местах;
7. – уметь одеваться в соответствии с событием;
8. – уметь культурно вести себя в гостях, дарить подарки;
9. – знать и иметь навыки приёма гостей дома;
10. – стремиться к совершенствованию физической красоты и нравственности.

В классных коллективах взаимоотношения должны основываться на вежливости, терпимости, уважении.