назад>>>
Какие игрушки нужны детям?
(по материалам сайта МОУ СОШ №201 «Согласие» г.Екатеринбурга
www.soglasie201.ru)

 
 
 
 
 
 
 

 

Развитием богатого эмоционального мира ребенка немыслимо без существования в нем игрушек. Именно они служат для него той средой, которая позволяет выражать свои чувства, изучать окружающий мир, учит общаться, познавать себя. Это необязательно огромные, шикарные дорогие львы и тигры, экстравагантные куклы. Это может быть и невзрачный мишка, и малюсенький пупс с огромным количеством нарядов. Но игрушку должен выбирать не взрослый, а ребенок. Только он способен выбрать именно то существо, которое необходимо ему. Выбор игрушки самим ребенком внутренне обусловлен теми же эмоциональными побудителями, что и выбор взрослыми друзей и любимых. Зачем ребенку нужна любимая игрушка?
У каждого ребенка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает, пожалеет и утешит. Именно она помогает ему преодолевать страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты. На них иногда злятся, их наказывают и даже ломают, забрасывая в дальний угол, но тут же вспоминают в минуты детского горя, достают из угла, чинят, шьют новые наряды, пришивают уши и хвосты.
Трудно представить себе такое отношение к роботу-трансформеру или игрушке «Денди». В «подружки» маленькие мальчики скорее выберут Барби, Мишку, котенка, то есть существо очень похожее на человека, близкое ему и понятное. Поэтому, узнав о заветной мечте, подумайте сначала, а по-настоящему.
Несомненно, у ребенка должен быть определенный набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющей ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым. В книге Г.Л.Лэндрет «Игровая терапия: искусство обучения» приводятся рекомендации по выбору игрушек, помогающих гармонически развивать эмоции, самопознание, самоконтроль и умение общаться. Не все покупаются в магазине. Многие могут изготовляться самими родителями, и от этого они еще ближе и дороже ребенку.
Какие это игрушки?
Игрушки из реальной жизни: кукольное семейство (может быть семья зверушек), кукольный домик, мебель, посуда, касса, весы, парикмахерская и мед. инструменты, плита, телевизор, мелки, доска, счеты, муз.инструменты, железная дорога, телефон.
Игрушки, помогающие «выплеснуть» агрессию: солдатики, ружья, мячи, надувные «груши», подушки, дикие животные, резиновые игрушки, скакалки, дротики для метания, кегли и тому подобное.
Игрушки для развития творческой фантазии и воображения: кубики, матрешки, пирамидки, конструкторы, настольные игры, разрезные картинки, краски, пластилин, мозаика, наборы для рукоделия, бумага для аппликации, клей.
При покупке игрушек пользуйтесь простым правилом – игрушки надо не собирать, а выбирать!
Игрушки, какими их представляет себе взрослый, с точки зрения ребенка никуда не годятся. Великолепные автоматические и полуавтоматические игрушки полностью собранные не могут удовлетворить творчески и эмоциональные потребности ребенка. Ребенку нужны такие игрушки, на которых можно отрабатывать, отшлифовывать основные необходимые свойства характера. Для этого автоматические игрушки совершенно непригодны.
Игрушки для самых маленьких детей должны развивать органы чувств. Первые игрушки должны быть мягкими и теплыми, тогда они будут полностью соответствовать стремлению ребенка все познать через осязание. Лучшие игрушки – это те, которые можно кусать, то есть сделанные из пластмассы, резины, но экологически чистой. Окраска должна быть яркой.
В 1 год – это пластмассовые пирамидки, разноцветные мисочки, вкладывающиеся друг в друга, каталки и неваляшки.
В 2 года: большой разноцветный мяч, 7-8-составные пирамидки, мягкие, пушистые игрушки. Хорошо, если у малыша будет свое игровое место, может свой домик для игр.
В 3 года: простейшие конструкторы. На этом возрастном этапе дети активно включаются в мир реальных жизненных ситуаций, узнают, что люди в жизни заняты работой и имеют различные профессии, поэтому выбирают сюжеты для сюжетно-ролевых игр из той жизни, которая их окружает: «дочки-матери», в «маму-папу», «магазин», «в доктора», «детский сад» и другие. Главное правило «бытовые игрушки» должны выглядеть как можно ближе к оригиналу и быть достаточно прочными.
В 4 года многие конкретные предметы-игрушки становятся ненужными, так как заменяются воображаемыми. Лучше изготовлять игрушки своими руками. Часто большие игрушки перемещаются из игровой зоны на кресло, диван, так как перестают занимать ребенка.
В 6 лет уже полезнее и интереснее статичные и конкретные игрушки. Они будут рады необычному конструктору, моделям кораблей и самолетов, фломастерам и занимательной настольной игре, разобранному роботу. Детям очень нравятся игрушки, сделанные на основе макетов и чертежей, которые можно разобрать и собрать вновь.
Поэтому, уважаемые взрослые, будьте внимательны, когда покупаете игрушку вашему ребенку! Сможет ли она стать ему хорошим и близким другом? А если это развивающая игрушка, насколько она будет полезна для психического развития малыша. Ответственность за решение этого вопроса лежит на вас. Позаботьтесь о том, чтобы игровой уголок вашего ребенка выглядел не как витрина магазина, а как уютное место, где бы ребенок чувствовал себя хозяином, и ему было бы легко организовать любую игру.