Медлительные дети.
Чем отличаются подвижные дети от медлительных?

 
 
 
 
 
 
 

 

Такой вопрос кажется излишним — ведь сразу же видно, кто быстрый, подвижный, а кто — «копуша»! И на первый взгляд кажется ясным, что нужно делать с медлительными — торопить, подгонять, ставить в пример подвижных.
Нет, все не так просто. Во-первых, при низкой по¬движности дело не только в медлительности движений и умственной деятельности — тут возникают качест¬венные отличия в работе мозга, а значит, и в ходе обу¬чения. Во-вторых, торопить и подгонять такого ребен¬ка не только бесполезно, но и вредно: он затормажива¬ется еще больше, а так как торопят его постоянно (т. е. ставят в стрессовую ситуацию), то появляется и опас¬ность невротизации.
Поэтому нужно внимательнее познакомиться с мед¬лительными ребятишками — только тогда можно будет понять, как помочь им.
Первой задачей наших наблюдений было сопоста¬вить характер поведенческих реакций медлительных и подвижных детей в обычных условиях группы детско¬го сада, например, при надевании верхней одежды и снимании ее перед прогулкой и после нее, раздевание и одевание перед сном и после него, мытье рук, прием пищи. По секундомеру отмечались личностные реакций и дли¬тельность самих действий. Уже в этих наблюдениях вы¬явилась большая разница между детьми: медлительные дети имели личностные реакции в 2,5—3 раза больше, чем у остальных детей, и в 1,7—2 раза большую длительность самих дей¬ствий.
Представьте себе, как это выглядит в жизни, когда четверо детей в группе тратят на мытье рук 5 минут и больше, а остальные 1,5—2,5 минуты; когда эти четве¬ро еле справляются с едой за 25 минут, а основная мас¬са детей — за 12—17 минут.
Вот сцена, повторяющаяся не раз в течение дня. Де¬ти подготовительной группы детского сада (6—6,5 лет) одеваются перед прогулкой. Кому на это нужно пять минут, кому немного больше, но вот все готовы и топ¬чутся в ожидании Иры, Оли, Толика и Маши — они находятся на разных стадиях натягивания рейтуз. Вос¬питательница нервничает, кому-то помогает, на кого-то ворчит. Ее можно понять: в это время одетые дети толкаются, трое мальчиков затеяли драку, две девочки хнычут, что им жарко. Настроение у всех испорчено, но больше всего у этих медлительных; их и торопили, их и бранили, и дразнили, но дело-то лучше не пошло. Конечно, и взрослым людям (родителям и педаго¬гам), часто трудно сдержать раздражение в подобных ситуациях, особенно если они сами принадлежат к по¬движному типу. Нельзя, однако, забывать, что окрики, выговоры, наказания за то, что ребенок «не хочет поше¬велиться», «копается назло» и даже просто постоянные напоминания «побыстрее, побыстрее!», «ты можешь по¬живее?» приводят только к дальнейшему углублению торможения.
Наблюдения показали, что медлительные дети очень склонны к стереотипным действиям, т. е. к поступкам по определенному шаблону; например, предпочитают ходить одной и той же дорогой, играть в привычные игры, уклоняясь от новых. Если они решают какую-то логическую задачу, то стараются сделать это известным им уже способом, даже когда он не очень подходит. Например, детям была предложена игра, в которой на листе бумаги были начерчены четыре квадрата, следующие один за другим и в эти квадраты в одной и той же после¬довательности несколько раз ребенок клал карточки с изображениями кошки, лодки, легкового автомобиля и астры.
Когда картинки раскладывались безошибочно и быстро (т. е. у ребенка вырабатывался стереотип), переходили к игре, в которой выработанный стереотип нарушался. Ребенок получал те же четыре карточки и одну дополнительную, скажем, с изображением парохода. Тогда нужно было пропустить первый квадрат, ниче¬го не класть в него, во второй вместо лодки положить пароход, а дальше — автомобиль и астру; если дополни¬тельной карточкой была роза, то положить ее в четвёртый квадрат вместо астры, а первые три квадрата оставить пустыми.
Все дети усвоили суть игры без затруднений, но в вы¬полнении действий обнаружилась очень большая раз¬ница между подвижными и медлительными.
Подвижные дети выполняли нужные действия до¬статочно точно, были лишь единичные ошибки. Мед¬лительные же дети делали попытки положить карточ¬ки, когда это было не нужно. Например, дополнитель¬ной карточкой был грузовик. Медлительные дети клали в первый квадрат кошку, убирали ее, клали во второй квадрат лодку, убирали ее, затем вместо легкового авто¬мобиля клали грузовик. Иначе говоря, медлительным ребятам было очень трудно преодолеть выработанный стереотип действий.
Инертность (т. е. недостаточная подвижность) про¬является и в речи детей. Медлительные не только «тя¬нут» слова, но и делают ненужные паузы между ними. Вот в той же подготовительной группе воспитательни¬ца спрашивает стихотворение «День седьмого ноября», а мы отмечаем, сколько времени требуется тому или другому ребенку рассказать первое четверостишие:

День седьмого ноября —
Красный день календаря.
Посмотри в свое окно:
Все на улице красно!
Подвижный мальчик Игорь М. рассказывает за 12 се¬кунд, а медлительный Толя П. сделал это за 21 секунду: он говорил медленно и раза три умолкал на 2—3 секун¬ды (воспитательница в это время подбадривала его: «Ну, ну!»).
Здесь интересно рассказать о пробе на стереотипию в словообразовании у детей. Эту пробу предложила психолог Т. Н. Ушакова. Сначала дается словесный сте¬реотип (шаблон), например, называют подряд десять животных и их детенышей, названия которых сходны: лиса — лисенок, гусь — гусенок, лось — лосенок и т. п. Затем детям предлагают назвать детенышей таких жи¬вотных, как лошадь, корова, свинья и т. д. Слова жере¬бенок, теленок, поросенок, цыпленок и другие были хорошо знакомы всем детям.
В этой пробе подвижные дети легко преодолевали заданный стереотип в названиях детенышей и ошибок на это в среднем 5,3 секунды. Во второй части задания, когда была дана инструкция делать быстро, результаты получились неожиданные. Подвижные дети складыва¬ли квадрат из новых деталей за 1,5—1,8 секунды также без ошибок, медлительные не только не дали ускоре¬ния, но существенно замедлили свои движения и скла¬дывали квадрат за 7,2—8 секунд.
Из этих очень простых опытов видно, что ограниче¬ние времени выполнения задания у подвижных детей вызывает ускорение реакций, т. е. происходит повыше¬ние активности мозга, стимуляция его деятельности, в то время как у медлительных детей в этих условиях развивается торможение реакций.
Медлительные дети, как видно из сказанного, отли¬чаются не только медлительностью двигательных реак¬ций — в такой же степени у них замедлено и протека¬ние умственной деятельности: они должны «собраться с мыслями» прежде, чем ответят на вопрос, медлен¬но решают логические задачи. С этим нужно считаться и педагогам. К нам обратилась недавно мать бывшей воспитанницы детского сада: девочка учится уже во втором классе и страдает от того, что учительница по¬стоянно на нее сердится, что она не сразу отвечает на вопрос: «Ты опять глаза закатила и уснула, Теплова?» Между тем девочка знает учебный материал и лишь нуждается в некотором времени, чтобы «раскачаться».
Таким образом, уже простое наблюдение над пове¬дением детей показывает, что медлительные дети все время находятся в ситуации ограничения времени, т. к. их личный темп отстает от среднего; они склонны к стереотипам в поведении и речи, с трудом преодоле¬вают эту стереотипию и делают при этом много ошибок; любая нагрузка на свойство подвижности (то же ограничение времени, например), необходимость то¬ропиться, ускорить свои реакции вызывает дальнейшее углубление торможения и, следовательно, замедление реагирования. Отсюда можно видеть, что работа голо¬вного мозга этих детей не только отличается темпом, но и рядом принципиальных особенностей.
Здесь рассказано о том, что дает наблюдение над по¬ведением детей, но еще более важные факты обнаружи¬ваются при более сложных приемах исследования.
Продолжение следует...

назад>>>